............Участники "Куин" решили, что 1987 г. станет еще одним годом отдыха. Дикой и Тэйлор провели начало года в Лос-Анджелесе, в то время как Мэй попытался привести в порядок свою усложнившуюся личную жизнь. В феврале его жена Крис-си родила второго ребенка, дочь Эмили Рут, однако Брайан уже слишком сблизился с Анитой Добсон. Один Фредди сосредоточился на работе, записывая материал в студии "Таунхауз". В конце февраля был выпущен сингл - вариант классической песни вокальной группы "Плэттерз" "The Great Pretender" ("Великий притворщик"). Сингл поднялся до 4-й строчки британского хит-парада. На видеоклипе этой песни снялись Фредди, Питер Стрейкер и Роджер Тэйлор, все наряженные в женскую одежду.
Когда Британская ассоциация звукозаписи объявила о награжденных по результатам предыдущего года, "Куин" даже не была упомянута. В ответ на это И-Эм-Ай во время проведения церемонии награждения напечатала во всех музыкальных изданиях следующее заявление о достижениях группы в 1986 г.:
//////1) Только в Великобритании было продано 1 774 991 альбом "Куин".
//////2) Альбом "A Kind Of Magic" дебютировал в таблице популярности на первом месте и тринадцать недель пробыл в пятерке лучших.
//////3) В конце года был куплен 1828375-й экземпляр альбома "Queen's Greatest Hits", который продержался в сотне бестселлеров Британии в течение 268 недель.
//////4) Два концерта "Куин" на Уэмбли, один концерт в Ньюкасле на стадионе в Сент- Джеймском парке и один концерт в Небуор-те с общим количеством зрителей 400000 человек прошли при полных/аншлагах и побили все рекорды посещаемости в Британии.
//////5) 25 октября видеозапись концерта "Куин" "Real Magic", сделанная режиссером Гэвином Тэйлором, впервые в Британии транслировалась одновременно по независимому телеканалу и независимыми радиостанциями с выходом на спутниковое вещание.
//////6) 657-й концерг "Куин" стал первым стадионным выступлением ведущей рок- группы в странах Восточного блока 27 июля на "Непштадионе" в Будапеште, он был заснят венгерской кинокомпанией "Мафильм" на семнадцати 35- миллиметровых камерах.
//////7) фильм Яноша Зомболаи "Волшебство в Будапеште" стал первым полнометражным фильмом, посвященным рок-концерту, который был снят в Восточной Европе и премьера которого состоялась 12 декабря в будапештском Зале национальных конгрессов.
//////8) Первый же видеосингл "Куин" дебютировал на первом месте в видеохит-параде Великобритании 27 октября.
//////9) Волшебное" турне "Куин" собрало 1 млн зрителе.й по всей Европе в течение июня, июля и августа на 26 концертах, принеся доход 11 млн фунтов.
//////10) Читатели "Дейли Миррор" выбрали "Куин" "самой лучшей группой" 1986 г., отдав за нее на 50% голосов больше, чем за любую другую группу.
//////11 ) Читатели "Дейли Миррор выбрали с огромным отрывом от других Фредди Меркьюри "лучшим вокалистом" 1986 г.
//////12) Видеоминьон Фредди Меркьюри дебютировал на 1-м месте британского хит- парада 21 июля.
//////13) Съезд поклонников группы в г. Ярмут впервые длился три дня, начиная с 25 апреля.
//////14) Второй фильм режиссера Рассела Малкахи "Горец", музыка к которому написана "Куин" и Майклом Кейменом, вышел на широкий экран 29 августа.
//////15) "Куин" устроила 28 приемов.
//////16) Доходы от концерта "Куин" в Ньюкасле переведены на счет фонда спасения детей.
//////17) Художник Ричард Грей провел 918 часов, работая над оформлением обложки последнего альбома "Куин", и получил приз газеты "Дейли Экспресс" за "лучшее оформление обложки альбома".
//////18) "Куин" выпустила концертный альбом "Live Magic" 1 декабря, и 400 000 экземпляров диска были распроданы до Рождества без раскрутки с помощью синглов.
//////19) Хиты "Куин" выпускались не менее чем на 53 сборниках в 23 странах мира.
//////20) Фредди Меркьюри исполнилось сорок лет.
//////21) "Куин" отвергла отказ британского телевидения демонстрировать их видеоклипы.
//////22) По состоянию на 8 ноября среди лучших видеоклипов Британии было пять клипов "Куин".
//////23) Читатели газеты "Сан" выбрали Фредди Меркьюри "лучшим вокалистом года".
//////24) Слушатели "Кэпитол", наиболее популярной музыкальной радиостанции, выбрали "Куин" "лучшей группой года".
//////25) Мэри Тернер назвала "Куин" "национальным институтом".
//////26) Видеоклип "Куин" "We Will Rock You" вновь вошел в верхнюю десятку хит-парада газеты "Мьюзик Уик" в июле и пробыл в нем до конца года.
//////27) Видеосборник "Queen's Greatest Flix" оставался в тридцатке лучших видеокассет "Мьюзик Уик" в течение 115 недель, начиная с момента, когда стал первой музыкальной видеокассетой, занявшей 1-е место в Британии.
//////28) Видеокассета "Куин" "Live In Rio" находилась в тридцатке "Мьюзик Уик" в течение всего года, начиная со своего дебюта в нем 20 мая 1985 г., на 1-м месте.
//////29) 16 октября "Куин" получила премию "Лучшее британское видео" за концерт "Live In Rio".
//////30) Компания "Shell" выбрала песню группы "I Want to Break Free" в качестве основного мотива их общенациональной рекламной кампании на телевидении и радио.
//////31 ) Режиссеры Ханнс Россакер и Руди До-лецаль почти закончили работу над эпической видеокассетой "Queen ? Magic Years: A Visual Anthology") ("Куин" - волшебные годы: визуальная антология"), которая будет выпущена в начале 1987 г.
//////32) И вновь "Куин" не досталась награда Британской индустрии грамзаписи.
Спасибо, Брайан, Джон, Фредди и Роджер, мы, на И-Эм-Ай, высоко ценим вас". Это что, едкий сарказм? Британская индустрия грамзаписи впоследствии все-таки удостоила "Куин" своей награды, но это произойдет через несколько лет. Кажется, опубликованный И-Эм-Ай материал не помог...
//////В конце мая в шикарном "Кью Клабе" на испанском курорте Ибиза Фредди рассказал о своем плане сотрудничества со знаменитой оперной певицей Монтсеррат Ка-балье. "Я полагаю, что она обладает исключительным голосом... Я как-то упомянул об этом по испанскому телевидению, и она позвонила мне", - рассказывал Фредди, который долгое время был поклонником творчества Кабалье и написал по ее заказу композицию "Барселона" в знак преклонения перед ее родным городом, избранным столицей Олимпиады 1992 г. Они выступили с премьерой песни в рамках предолим-пийских празднеств, во время которых были даны самые грандиозные в Европе фейерверки. "Работа с ней - это как чудесное воплощение мечты", - заявил Фредди одному репортеру, добавив, что очень надеется записать с певицей полный альбом.
Работа над совместным альбомом началась в апреле, однако она была завершена лишь через девять месяцев, поскольку Кабалье почти не имела свободного времени. Фредди и его соавтору Майку Мора-ну пришлось записывать свои партии заранее с тем, чтобы Кабалье могла появиться в студии и немедленно добавить свой вокал (обычно с первого же дубля). Меркьюри был буквально в экстазе от достигнутого результата; говорят, когда альбом был готов, он спросил сам себя: "Что же мне теперь осталось свершить?" Наконец-то он все-таки сбрил усы. "Барселона" вышла на сингле в октябре и поднялась до 8-й позиции в хит-параде.
//////Тем временем Мэй работал с "тяжелым" рокером Митлоуфом, записав композицию "A Time For Heroes" ("Время героев"), которая стала гимном Параолимпийских игр, крупного соревнования спортсменов-инвалидов в Лос-Анджелесе. Он также продюсировал альбом группы "Bad News", которая была группой, пародирующей "хэви метал", наподобие "Spinal Тар" (хотя "хэви метал" даже нет необходимости пародировать), в нее входили музыканты-комики Рик Майолл, Эйд Эдмондсон, Найджел Плэнер и Питер Ричардсон. Как вспоминал Мэй: "Мне кажется, что у нас получился замечательный альбом, однако он выполнен в стиле, обреченном на коммерческий неуспех, потому что он ориентирован на ограниченную аудиторию. И все-таки мне кажется, что альбом получился очень остроумным комментарием пути, пройденного рок-музыкой за последнее время. Он был записан "вживую", почти без дополнительных перезаписей. Все музыканты обращались друг к другу по забавным кличкам. Они не делали вид, что являются настоящими рок-звездами, они на самом деле были ими". Поразительно, но "Богемская рапсодия" в исполнении "Бэд Ньюз" вышла на 44-е место британского хит-парада. Сингл Аниты Добсон "Talking Of Love" ("Говоря о любви"), продюсирован-ный Маем, вышел в июле, и пара вылетела в Вену на съемки видеоклипа. Даже выступив на шоу Терри Воугана, они отрицали свои близкие отношения. Роджер Тэйлор тоже без устали пытался найти себе применение, тем летом он заявил: "Куин" превратилась в огромную безостановочную машину, однако мы часто из нее выходим. Я по профессии музыкант, музыка - моя жизнь, Я не хочу проводить время попусту". Тэйлор решил практично использовать время отдыха: с одобрения остальных участников группы (которые были уверены, что интересы "Куин" останутся превыше всего) он поместил в "Мелоди Мейкер" небольшое объявление и в июле прослушал 250 музыкантов, с целью организовать собственную группу. Окончательный состав группы "Кросс" был таким: Тэйлор - лидирующий вокал и ритм-гитара, Спайк Эдни - клавишные, Джош Макрей - ударные, Питер Нун (не путайте с участником легендарной "Herman's Hermits") - ударные и Клэйтон Мосс - гитара-соло. "Я хотел быть в составе работающей группы, - объяснял Тэйлор. - Я хочу играть музыку, которая для меня естественна, то есть "тяжелый" рок-н-ролл, и я хочу выступать на "живых" концертах. Сольные диски были для меня в свое время средством самовыражения. Я надеюсь, что наша новая группа будет принята всерьез и станет началом моей новой музыкальной карьеры".
//////Тэйлор увез "Кросс" репетировать на испанский курорт Ибиза, куда два месяца спустя прибыл Фредди и устроил там стильное празднование своего дня рождения, на которое чартерным рейсом прибыли приглашенные из Лондона. Затем "Кросс" вылетела на записи своего дебютного альбома в студиях Монтр и Лондона. Первый сингл группы под названием "CowboysAnd Indians" ("Ковбои и индейцы") был выпущен фирмой "Верджин" в сентябре, однако он не потряс весь мир. Все же Тэйлору повезло хотя бы в одном: во время работы над новым проектом он встретил Дебби Ленг, актрису, прославившуюся своими съемками в рекламном ролике хлопьев фирмы "Кэдбери", которая участвовала в работе над клипом "Кросс". Вскоре между ними начался роман. В конце 1987 г. Фредди откровенно высказался о проблеме СПИДа: "Я жил ради секса. Поразительно, но я резко переменил свои взгляды. СПИД изменил мою жизнь: я перестал тусоваться, стал почти что монахом-затворником. Я вел себя весьма фривольно, однако в настоящее время я это прекратил. Более того, я не сожалею об этом.
//////Все, кто имел беспорядочные связи, должны пройти тест на СПИД", - заключил он. Он признался, что уже проверился и убедился в том, что: "У меня все в порядке, я чист". В ноябре вышел интересный трехчасовой документальный видеофильм под названием "Queen - The Magic years: A Visual Anthology" ("Куин" - волшебные годы: визуальная антология"), составленный Руди Долецалем и Ханнсом Россакером. Работа над ним заняла два года, в ней были использованы архивные материалы и съемки двух режиссеров фильма.
//////В январе 1988 г. вышел дебютный альбом "Кросс" "Shove It" (в записи которого также участвовали Фредди и Брайан), и затем группа отправилась в скромное турне по залам британских колледжей. Тэйлор, надо думать, был охвачен ностальгическим чувством. Наверное, он переживал вторую молодость...
//////Или, возможно, ему хотелось сбежать от пристального внимания прессы. В том же январе он женился на своей давней приятельнице Доминик (Фредди и Мэри Остин были свидетелями на свадьбе), которая родила от него двоих детей. Однако эта женитьба состоялась только для того, чтобы узаконить детей в правах наследства: менее чем месяц спустя Роджер покинул дом, в котором до того жил со своей семьей, и поселился отдельно с Дебби Ленг, "Желтая" пресса не могла пропустить такой лакомый кусок: стареющий рокер и 25-летняя девушка из ролика с хрустящими хлопьями.
Таблоидная пресса также не отставала и от Брайана Мая. В июне умер его отец, и Брайан впал в глубокую депрессию; вскоре после этого он принял болезненное решение расстаться с женой и поселиться вместе с Анитой Добсон. Как и следовало ожидать, пресса жадно набросилась на свежий скандал. Одним из немногих радостных моментов стало выступление Мэя (которое состоялось четыре дня спустя после похорон отца) вместе с Джоном Диконом в компании таких звезд, как Фил Коллинз, Эрик Клэптон, Марк Нопфлер, Джо Кокер и Элтон Джон, на благотворительном концерте Фонда принца Чарлза: "По-моему, кульминацией того концерта стало выступление с Джо Кокером. Его появление на сцене вдохнуло в нашу "сборную солянку" удивительный заряд энергии. Мне довелось сыграть "With A Little Help From My Friends", стоя бок о бок с Клэптоном. Вот это да!" В апреле Фредди выступил на сцене в мюзикле "Время". Доходы от этого спектакля были направлены антиспидовскому Фонду Терренса Хиггинса. В октябре Фредди с триумфом вступил в Барселону, выступив на концерте с Монтсеррат Кабалье на гала-кон-церте "всех звезд" в ознаменование избрания этого города столицей будущих Олимпийских игр 1992 г. В представлении также участвовали Эдди Грант, "Спандау Бэллей", Джерри Ли Льюис и Рудольф Нуриев... однако кульминацией зрелища стало появление на сцене Фредди (облаченного в классический фрак) и Кабалье на фоне оркестра и хора Барселонского оперного театра, исполнивших "Барселону" ? заключительную композицию концерта. Отсутствие микрофонов означало, что солисты выступали под фонограмму. По этому поводу Фредди сказал: "Нам бы потребовалось долго репетировать... композиции были сложными, а времени просто не было". Все доходы от того спектакля были переданы Международному Красному Кресту.
//////"Оперный" альбом дуэта, также названный "Барселона", был выпущен в конце того месяца и занял 25-е место. "Я не знаю, как воспримут его поклонники "Куин", - заявил Меркьюри незадолго до его выхода.?Самым плохим определением для него может стать термин "рок-опера", от которого веет скукой. К нему трудно приклеить ярлык, потому что в него включены такие композиции, которые я никогда раньше не сочинял: это мелодии, раскрывающие наши вокальные данные. Мне было необычайно трудно сочинить и исполнить их, поскольку необходимо было соблюсти правильную тональность для сложных дуэтов, каковыми они являются". Отзывы критиков были самыми разными, однако в целом рок-издания хвалили альбом больше, чем "солидная" пресса. По крайней мере, эта работа выделялась новизной...
//////Однако несмотря на то что наступил второй год затишья для "Куин", группа продолжала работать. В январе 1988 г. музыканты начали запись своего очередного альбома, которая велась с перерывами в течение всего года и была в основном закончена к Рождеству. Однако 1988 г. принес мрачные известия: еще один приятель Фредди, Николай Гришанович, умер от СПИДа. Ходили слухи о том, что Фредди еще раз проверялся на СПИД и снова болезни не было обнаружено.
//////К началу 1989 г. общий тираж пластинок "Куин" составил 80 млн экземпляров, а общее количество зрителей на концертах группы составило свыше 6 млн чел. "Мы словно Сесил Б, Де Милл рок-н-ролла, - заявил Фредди, - Нам необходимо постоянно становиться все лучше и известнее". В апреле Брайан дал интервью о своем участии в записи диска "Блэк Саббат" "Headless Cross": "Мне очень нравится записываться с другими исполнителями, хотя я не студийный музыкант... "Куин" есть и всегда будет главным делом моей жизни". Однако при этом он подтвердил, что наконец начал работу над сольным проектом, в духе "сильного, чистого "хэви метал", странных акустических баллад и Бог знает чего еще. Я не выбрал пока направления для своего альбома, и этой проблемой мне предстоит заняться. Для меня сольный проект ? это прежде всего фиксирование на пленке всего того, что долгое время крутилось в моей голове, однако вышло так, что большинство моих заготовок для сольного диска очутилось на альбоме "Куин". По-моему, лучшие идеи следует вносить в репертуар группы потому, что онадо сих пор является самым ярким инструментом моего творческого самовыражения.
//////Осуществлять сольные проекты очень сложно: ведь я предоставлен сам себе. Получается, что я сижу в студии с инженером звукозаписи и спрашиваю его: "Ну как, получилось?" Причем очень трудно оценить себя объективно". Сольный альбом Мэя будет выпущен только через три года. Тем временем в мае был выпущен шестнадцатый альбом "Куин" "The Miracle" ("Чудо"), сразу заняв 1-е место в Британии (он стал "платиновым" уже по предварительным заказам); ему предшествовал выпуск сингла "I Want It All" ("Отдайте мне все"), который дебютировал в хит-параде на 3-м месте. Впервые все композиции четверка сочинила совместно (поровну разделив и проценты от авторских прав). Мэй пояснил: "Мы хотели создать альбом в "демократическом" духе, на котором все в равной степени участвовали бы в сочинении композиций. Нам удалось добиться подлинного чувства единой команды безо всякого соперничества. Вот почему "The Miracle" стал гораздо интереснее, чем "A Kind Of Magic".
//////Ну, с этим можно поспорить. Трехгодичная пауза между двумя альбомами принесла... практически тот же результат. Снова синглы были великолепны, в то время как остальной материал был не таким уж высококлассным. Однако "Invisible Man" ("Человек-невидимка") звучала свежо в контексте стиля "европоп".
//////Для оформления обложки художник Ричард Грей использовал технологию компьютерного совмещения изображений, составив из лиц участников "Куин" некое единое лицо. Возник довольно странный образ, и любители слухов сразу же принялись рассуждать о том, что это было сделано для того, чтобы скрыть изможденное болезнью лицо Фредди.
//////Слухи о слабом здоровье Фредди были в значительной мере подкреплены его интервью с диск-жокеем Майком Ридом, в котором Меркьюри заявил, что группа не намерена устраивать новое турне для раскрутки нового альбома: "Мне хочется изменить цикл "альбом ? мировое турне ? альбом ? мировое турне". Возможно, мы все же организуем турне, но совсем по-другому. Я лично устал от всех этих слепящих прожекторов и спецэффектов. Думаю, что 42-летнему мужчине не пристало бегать по сцене в балетных трико".
//////Однако, по крайней мере, на видеоклипе "Breakthru" ("Прорыв"), демонстрирующем "Куин" на бегущем по рельсам поезде, Фредци смотрелся здоровым и счастливым. Выпущенный в июле, " Breakthru" занял 7-е место в хит-параде, а в августе следующий сингл группы, "Invisible Man", вышел на 12-ю позицию; однако два последующих сингла - "Scandal" ("Скандал") и "The Miracle" ("Чудо") с трудом попали в тридцатку. Роджер Тэйлор следующим образом рассуждал о "модности" (или "немодности") группы: "Будет просто смехотворно, если "Куин" запишет альбом в стиле "эсид хауз". Это будет означать, что мы примазываемся к модным течениям, чего за нами никогда не замечалось". Тэйлор также воспользовался случаем, чтобы опровергнуть слухи о состоянии здоровья Фредди: "Глупые сплетни! Фредди здоров, как никогда. Мы как раз несколько дней назад собрались на вечеринке у Брайана, и Фредди вовсе не выглядел восставшим со смертного одра. До нас тоже дошли подобные слухи, это возмутительно".
//////Вскоре Тэйлор сам оказался в центре внимания прессы, когда во время празднования его сорокалетия небо над его домом в Саррее осветилось такими мощными прожекторами, что их приняли за НЛО, и среди местных жителей началась паника наподобие знаменитого случая с радиопостановкой "Войны миров" Орсона Уэллса.
//////В августе вышел видеосборник "Rare Video" ("Редкие видео"), снова составленный австрийцами Ханнсом и Руди, в который вошли некоторые редкие съемки, начиная с 1973 г. Дополнительные архивные материалы всплыли на альбоме "Queen At The Beeb" ("Куин" на Би-Би-Си") фирмы "Бэнд оф Джой". Альбом состоит из записи, сделанной группой в студии Би-Би-Си, в которую входят семь композиций с первого альбома плюс "Ogre Battle" ("Бой гоблинов") с "Queen II", что, как говорится в аннотации Малколма Доума, представляет собой "исторический опыт, до сих пор не утративший своей актуальности... необходимый вам, ценный и безжалостный альбом". Или, другими словами, сырой и агрессивный. Альбом запечатлел группу в поисках своей ниши: звучание "Лед Зеппелин", ударившейся в волшебные сказки. Диск лишь одну неделю пробыл в списке "горячих альбомов" на 67-м месте.
//////Однако "The Miracle" придал группе заряд хорошего рабочего настроения после двух лет беспорядочной жизни и личных проблем. Испытывая прилив энергии, в декабре музыканты направились в Швейцарию, в студию "Маунтен" записывать свой следующий альбом. Вряд ли кто-нибудь мог предположить, что он станет их последней совместной работой. Тэйлор следующим образом рассуждал о "модности" (или "немодности") группы: "Будет просто смехотворно, если "Куин" запишет альбом в стиле "эсид хауз". Это будет означать, что мы примазываемся к модным течениям, чего за нами никогда не замечалось". Тэйлор также воспользовался случаем, чтобы опровергнуть слухи о состоянии здоровья Фредди: "Глупые сплетни! Фредди здоров, как никогда. Мы как раз несколько дней назад собрались на вечеринке у Брайана, и Фредди вовсе не выглядел восставшим со смертного одра. До нас тоже дошли подобные слухи, это возмутительно".
........................................................................................ ..................Питер К. Хоугэн, Лондон, 1993.